?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После перерыва, связанного с «горячим» описанием новогодних путешествий в Карпаты и на Буковину (см. 5 предыдущих заметок), возвращаюсь к повествованию о наших осенних поездках. Ну, а куда же ехать осенью, как не на юг – пытаться остановить лето, перед холодной и нудной зимой впитать в себя побольше солнца. Потому мы и наметили себе таких два путешествия солнцепоклонников: по юго-западной Украине (Вилково – ОдессаБелгород-Днестровский) и по восточному Крыму (ФеодосияКерчьСтарый Крым).

Начинаем с середины сентября, с Бессарабии (конечно, Одессу неправильно относить к Бессарабии, но Южной Пальмиры будет немного, да и звучит так романтичней).

Побывать в Вилково я планировал давно – уж больно притягательной была попадавшаяся на глаза информация о загадочной «украинской Венеции». В Италии я был, Венецию видел. Хотелось сравнить…А найдёте ли разницу Вы? Для этого я вставил в заметку пару фотографий из итальянской Венеции.

Немного о Затоке
Поскольку от Одессы до Вилково более 200 км (т.е. свыше 3 часов езды на машине), базой в этой поездке мы выбрали Затоку. Она расположена примерно в центре нашего маршрута, и в середине сентября здесь уже практически нет людей.

Дорогу Киев-Одесса описывать смысла нет, а вот об особенностях попадания в Затоку расскажу.
Итак, на подъезде к Одессе будет много мостовых развязок, пересекающих трассу. Почти все они ещё не достроены – Кирпа умер, поэтому стройка века продолжается… Но вот появится «работающая» развязка: налево пойдёшь – в Николаев и Херсон попадёшь, направо пойдёшь – в Белгород-Днестровский. Там мы и сворачиваем направо, и километров через 5 снова оказываемся на большой круговой развязке. Отсюда есть 4 выезда: первый направо – на Кишинёв, второй направо – на Измаил, Вилково, Болград, Килию и Белгород-Днестровский (заезжать в него с севера быстрее, чем с юга через Затоку), третий по кругу – на Затоку и Ильичёвск, и последний – въезд в Одессу со стороны «7-го километра». Отсчитываем третий поворот направо и ныряем туда.
Несмотря на то, что движение здесь довольно активное (а летом – суперактивное!), состояние дорожного покрытия – более-менее. Поэтому примерно через час, оставив справа Овидиополь, а слева - Каролино-Бугаз, оказываемся на длинной узкой улице, идущей вдоль моря и железной дороги. Вот уже и Затока.

Этот курортный посёлок разделён на три больших района: Лиманский, Солнечный и Центральный – согласно названиям железнодорожных станций, к которым они прилегают. Лиманский – до моста через Днестровский лиман, Центральный – после моста, а вот чтобы попасть к базам Солнечного района, нужно проехать по мосту в одну сторону (лиман – справа, море – слева), переехать ж/д пути, развернуться, проехать по мосту через лиман в обратную сторону  и уже там свернуть направо к морю.

Отдыхающих в середине сентября почти нет, но и базы отдыха тоже позакрывались. По-видимому, не выгодно содержать обслуживающий персонал, когда всех курортников как волной смыло ещё в последних числах августа. Но несколько новых (вернее, заново отстроенных) баз размещения в эти дни всё же работало, и мы остановились в пансионате «Изумруд». Здесь все номера имеют одну полностью стеклянную стену и балконы, обращённые к морю.
Затока. Пансионат Изумруд

Вдоль береговой линии уже дул прохладный ветер, на пляже людей почти не было, но море ещё было достаточно тёплым даже для предпочитающих отдыхать на южном берегу Крыма.
Затока. Осенний пляж

Осенью найти в Затоке место, чтобы поставить машину или даже автобус, труда не составляло. Но вот летом, когда сюда приезжают люди на своих автомобилях, припарковаться практически невозможно: улочки очень узкие, а мест для автостоянок почти нет, т.к. вся земля разобрана под жильё.

Наконец-то, Вилково.
Чтобы добраться до Вилково нужно ехать по трассе Одесса-Измаил и в селе Спасское свернуть налево – далее указатели до места назначения доведут.
Однако дорога здесь становится ощутимо хуже. Но не стОит ругать дорожные службы раньше времени – это ещё цветочки! Последние километров 30 до Вилково (начиная где-то от Приморского) вместо дороги будут сплошные ямы, между которыми вам придётся маневрировать, как на минном поле. Похоже, что эта территория уже относится к Дунайскому биосферному заповеднику, у которого нет средств на ремонт дорожного покрытия. С ужасом и стыдом смотришь на большие туристические «Неопланы», которые, переваливаясь с бока на бок, еле ползут последние несколько десятков километров до разрекламированной «украинской Венеции». Насколько это – Венеция, мы посмотрим позже, но то, что она украинская – видно уже на подъезде к ней.  Поэтому заложите в свои временные расчёты минимум 1 час для преодоления этих финишных 30 километров.
Карта района Вилково
С появлением указателя «Вилково» под колёсами появляется и свежий асфальт – городок не входит в состав заповедника.

Вилково. Памятник перселенцам-липованамВилково было образовано в XVIIII веке как поселение диссидентов. В 1746 году здесь, на границе Российской империи, в Дунайских плавнях, скрывались от преследований властей староверы, потом от российских царей подальше бежали донские и запорожские казаки. Селились они на островах, созданных несколькими рукавами Дуная (называемых здесь «гырлами»): Белгородским, Очаковским, Анкудиновым и Старостамбульским. Для того чтобы иметь под ногами более-менее твёрдую почву, а не затопляемые каждую весну плавни, переселенцам пришлось заняться мелиорацией. Они перекопали свои острова каналами, в результате чего уровень воды понизился, и появились места для постройки домов и ведения хозяйства.

Первоначально люди селились между Белгородским и Очаковским устьями (сейчас это называется «старым городом») и с противоположного берега Очаковского гырла – на островах Очаковский и Анкудинов. Со временем городок стал расти в сторону материка, и сегодня от прежних поселений осталось всего несколько домов староверов на Анкудиновом острове. Желания людей жить с бОльшим комфортом понятны – ведь на островах нет ни газа, ни электричества. Сегодня основная часть Вилково расположена на твёрдой земле, по городку ездят машины, скутеры и даже большие автобусы.

Сюда, в своё широченное устье, Дунай сносит тонны осадков со всей Европы, где и оставляет их перед тем, как слиться с Чёрным морем. Поэтому с каждым годом острова становятся больше, море уходит дальше, а каналы между домами мелеют.

Вилково. Лодки

Но мелеют не только узкие ерики (так называются эти каналы), но и сами устья Дуная. Поэтому и Украина, и Румыния поочередно углубляют свои участки реки. Румыния в своё время построила дамбу, направив больше течения в свои вОды – в Украине обмелело, и она, естественно, возмутилась. Затем Украина углубила дно Новостамбульского гырла – туда пошло больше воды, румынам не понравилось. Снова Румыния углубляет свои, чисто румынские, рукава Дуная и сбрасывает песок в общее Килийское русло – Украина делает заявления в Европу…

Сравнение Вилково с итальянской Венецией возникло где-то в 60-70-х годах прошлого века. Тогда каналы (их тут называют ериками) были намного шире и полноводнее, а население – не такое требовательное к уровню жизни.
Вилково. 1962 год
Да и вообще, в то время в соседней социалистической Румынии мало кто бывал, а что касается Венеции, то её знали лишь по фотографиям в журналах.

Сегодня население Вилково живёт довольно бедно. Основными занятиями являются рыболовля (помните советский деликатес – дунайскую селёдку?), выращивание ранней, но очень крупной клубники, груш, яблок, и винограда местного сорта «новак». А в последнее время здесь появился новый вид бизнеса – заготовка и отправка на экспорт камыша. Да, да, сейчас в Европе модны крыши из экологически чистых материалов. Местные жители с момента поселения здесь строили свои дома из камыша, обмазанного глиной – такие жилища получаются теплыми и лёгкими. Рассказывают, что даже сейчас камышовые дома периодически поднимают, подсыпают фундамент и ставят обратно на место.

Вилково. Лодки

И ещё один секрет вилковчан. Их огороды образованы из ила, приносимого сюда Дунаем. Когда каналы только прорывались, то плодородный ил со дна реки складывали рядом на землю – таким образом и грунт становился выше, и земля давала лучшие урожаи. Вот и теперь в период спада воды в ериках (чаще всего осенью) отдельный канал перекрывают и выгребают из него ил, удобряя тем самым огороды.

Кстати об огородах. У многих вилковчан огороды находятся не только рядом с домом, но и на соседних островах. Так вот туда можно добраться только на лодке.

Вилково. Лодки

Ну, а теперь пройдёмся по городку. Как только вы въедете сюда, то за небольшим мостом попадёте на оживлённый перекрёсток. Здесь в выходные дни идёт бойкая торговля, и всё заставлено машинами. Повернув на перекрёстке направо, можно попасть к Дунаю, к морскому порту (так торжественно и громко называется обычный бетонный причал), откуда обычно отправляются туристы в путешествия на плавсредствах.
Но мы там будем немного позже. А пока обратим внимание на один из православных храмов. Другой храм находится прямо по улице, по которой мы въехали в Вилково, за ним уже начинаются дома на каналах. 
Вилково Вилково

Здесь же стоят уже давно забытые памятники из 1960-х годов: мужественному рыбаку и Владимиру Ильичу. Памятники свежепокрашены серебряной краской, а под Лениным даже недавно сделана подпись на украинском языке, кто же это такой.
Вилково. Памятник рыбаку Вилково. Памятник Ленину 

Конечно, самым необычным в Вилково являются его каналы и мостовые. Каналы, созданные природой, т.е. между островами, конечно, широки и глубоки. А вот рукотворные ерики имеют ширину всего в несколько метров и достаточно неглубоки – метра полтора. Осенью, когда воды в Дунае меньше всего, то и каналы эти сильно обмеливают.
Вилково

От домов до воды несколько метров обычного грунта, по которому можно спокойно передвигаться. Но вот когда весна и паводок, то вода поднимается, выходит из берегов и заливает всё пространство между участками. Так вот, для того, чтобы ходить от дома к дому, и сделаны деревянные тротуары. Это – две доски, которые держатся на вбитых в землю деревянных сваях и подняты над поверхностью земли примерно на полметра. Местные жители с детства учатся так искусно балансировать при ходьбе по этим узким тротуарам, что как анекдот рассказывают, будто пьяный вилковчанин шатается не влево-вправо, а вперёд-назад.
Вилково Вилково

А берега ериков соединяются между собой деревянными мостиками. Под некоторыми мостиками можно проплыть на лодке, не пригибаясь.
Вилково

А под некоторыми – только лёжа.
Вилково. Лодки

Как видим, фраза о том, что «в Вилково единственным средством передвижения являются только лодки», кочующая по путеводителям и турсайтам, является полной дезинформацией. Сегодня лодки используются для перевозки грузов, для поездок на соседний остров «на дачу» и для ловли рыбы,. А чтобы в гости к соседям сходить – для этого есть мостики и деревянные тротуары.
Украинская Венеция Итальянская Венеция

Но, несмотря на это, всё равно, в каждом доме лодка есть. Вилково. Лодки Вилково. Лодки

В Вилково лодок очень много и стоят они буквально под каждым кустом!
Вилково. Лодки Вилково. Лодки

Туристический маршрут по кварталам старого города выводит нас к большому каналу, перекрытому каменным мостом (предполагаю, что это Белгородское гырло). Вилково
 
Это одна из бойких точек, где встречаются туристы и местные жители-проводники. Лодочки поменьше швартуются здесь, а суда побольше отправляются на экскурсии с морского вокзала. Вот туда мы сейчас и направимся... 
Украинская Венеция
Итальянская Венеция

На большой площади перед причалом в теплые дни толпятся группы туристов. Здесь их встречает памятник липованам - первым переселенцам и основателям этого городка (фотография осанистого мужичины с окладистой бородой и большим крестом уже была в начале рассказа).

А за памятником, сквозь ивовые заросли уже виден Дунай! Это и есть основное его русло. На противоположном берегу – Румыния, Европейский Союз. Нас отделяет от Европы не больше километра дунайской воды…
Вилково. Дунай

Сейчас нам предстоит путешествие к так называемому «нулевому километру», в одно из устий, через которое Дунай впадает в Черное море. От морвокзала мы поплывём по Анкудиновскому руслу до «начала» Дуная, в залив Отножный кут (см. карту в начале заметки). Почему слово «начало» взято в кавычки? Потому что все реки начинают измерять от тех мест, где они зарождаются, т.е. от истоков. И только Дунай имеет своё начало там, где он уже отдаёт свои воды морю. Похоже, что это просто такая фишка для туристов. Хоть и обман, но привлекательный.

Мы садимся на катер и отчаливаем. Отсюда, с воды, уже становится видна и самая старая старообрядческая церковь.
Вилково. Рождественская церковь

Весь берег закрывают заросли ив и камыша, между которыми то там, то тут припаркованы лодки.
Вилково. Лодки

А вот показался двухэтажный особнячок – пожалуй, это самое современное строение, которое мы увидели за время пребывания здесь.
Вилково. Вид с Дуная

Сворачиваем в Анкудиновское русло. Именно с этих мест начинался Посад Липованский, как раньше называлось Вилково. Справа, на острове Анкудинов ещё осталась парочка домов староверов, а напротив, на Очаковском острове нас встречают две иконы, стоящие прямо под открытым небом.
Вилково. Старообрядческие иконы на острове

А дальше, вдоль берега расположены дачи-огороды вилковчан. Нет, это не Конча-Заспа! Здесь домики крохотные, обмазанные глиной.
Вилково. Дачи на островах

Вот одно из капитальных сооружений.
Вилково. Дачи на островах

А это его хозяева с недоверием смотрят на гудящий и чадящий пароходик.
Вилково. Дачи на островах

А это – чья-то скамейка для созерцания и размышлений.
Вилково. Дачи на островах

Минут через двадцать нашего путешествия домики-мазанки уже перестают попадаться на глаза – мы всё больше углубляемся в дикую природу Дунайского биосферного заповедника.

 Продолжение нашего путешествия будет описано в следующей заметке.
 

 

 

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
ya_rinka
4 фев, 2010 15:39 (UTC)
Спасибо! Очень интересно! :)))
А сравнение фотопара с гондольерами - просто класс! :)))
dinaitour
4 фев, 2010 15:46 (UTC)
Спасибо, старался :)
А кто такой "фотопара"?
ya_rinka
4 фев, 2010 15:48 (UTC)
Ну там где сравнение гондольеров. :) Что-то я засыпаю - слова и мысли расползаются. :( :)
dinaitour
4 фев, 2010 15:58 (UTC)
Дошло! Это значит "пара фотографий" :) Бабуля и гондольеры...
allusia_999
4 фев, 2010 16:17 (UTC)
много отчетов о Вилково было, а интересно как там зимой ))
dinaitour
4 фев, 2010 16:23 (UTC)
Вопрос на засыпку...
dinaitour
4 фев, 2010 16:25 (UTC)
Кстати, недавно читал, что уровень воды в Дунае сейчас так поднялся, что Вилково подтапливает.
petrowsky
4 фев, 2010 18:00 (UTC)
Неплохой городок. Рыба копченая там отменная)
diplomatsha
5 фев, 2010 08:29 (UTC)
Хорошая идея сочетать вилковские и венецианские фото)
Хоть сравнивать Вилково и Венецию все таки сложно. Я была и там и там, понравилось везде.
Просто они разные)
dinaitour
5 фев, 2010 14:27 (UTC)
Так, я ж и намекаю на то, что неправильно называть Вилково украинской Венецией. Звучит, конечно, привлекательно, но это - обман... Венеция - это одно. Вилково - другое. Необычное, интересное, своеобразное, но другое.
nick_coll
5 фев, 2010 09:02 (UTC)
по сравнению с Венецией, Вилково — просто убожество и нищета.
dinaitour
5 фев, 2010 14:29 (UTC)
Да... К сожалению, этот километр до Европы мы будет преодолевать ещё очень и очень долго...
dbartosh
5 фев, 2010 14:43 (UTC)
Да, приятное место. Бывали
zamkovyi
8 фев, 2010 09:21 (UTC)
Цікава розповідь, особисто я позбувся міфології навколо Вілково.
Дякую за інформацію, здійснив разом з вами віртуальну подорож, для себе вирішив, що цього буде достатньо.
07122
28 май, 2010 08:40 (UTC)
спасибо
paulikkaz
28 июн, 2010 16:15 (UTC)
Интересное место, действительно, "украинская" Венеция. Но, честно говоря, для меня как для туриста-любителя Украины как раз в чем то и обаяние от такой в некотором роде неаккуратности и запущенности. Но, понятное дело, живущим в этом не до "обаяния".
А вообще заглянуть сюда действительно стоит.
fedotiyxc
17 сент, 2010 21:05 (UTC)
В друзьях :)
quiescencia
10 май, 2013 13:39 (UTC)
Очень понравилось! но говорят там очень много комаров. Поесть свежей рыбы - очень прельщает !! Сколько "очень" - значит надо ехать .
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Октябрь 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Readers

Разработано LiveJournal.com
Designed by Michael Rose